
Этот этап, на котором происходит понимание принадлежности к определенному полу, наступает уже после рождения ребенка, но он не менее важен для формирования пола, чем внутриутробные этапы. Очевидно, что определяющим фактором на этом этапе являются социальные влияния, которые тем не менее, естественно, перерабатываются мозгом, который уже дифференцирован по женскому или мужскому типу.
Осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам. С возрастом объем и содержание половой идентичности меняются, включая широкий набор мужских и женских качеств. По каким признакам дети определяют свою и чужую половую идентичность, до конца не ясно, как неизвестны и психологические механизмы половой социализации.
Разработано несколько теорий, объясняющих процесс половой социализации.
Согласно теории идентификации, осознание своего пола происходит вслед за бессознательной имитацией поведения взрослых, прежде всего родителей, место которых ребенок хочет занять. Эта теория, подчеркивающая роль эмоций и подражания, вытекает из психоаналитических воззрений З. Фрейда и его последователей.
Теория половой типизации опирается на теорию социального научения. Она придает решающее значение механизмам психологического подкрепления. Родители поощряют мальчиков за мужское поведение и осуждают, когда они ведут себя «женственно». Девочек хвалят за женские формы поведения и не одобряют «мальчишеские» манеры.
Теория самокатегоризации разработана на основе когнитивно-генетической3 теории. В ней подчеркивается познавательная сторона половой самоидентификации и особенно — значение самосознания. Ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной. Затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается организовать свое поведение так, чтобы оно совпадало с его представлением о половой социальной роли.
Все эти психологические теории, по всей вероятности, дополняют друг друга, поскольку делают акценты на разные стороны сложного процесса половой самоидентификации: теория идентификации — на эмоциональных связях и отношениях; теория половой типизации — на процессах обучения и выработке навыка; когнитивно-генетическая теория самокатегоризации — на процессах категоризации, теория половой типизации — на процессы обучения и выработки навыка, теория идентификации — на эмоциональные связи и отношения.
На социальном этапе формирования пола, по всей видимости, действуют и другие факторы помимо присутствия взрослых людей. В экспериментах на животных было показано, что отсутствие братьев и сестер приводит к нарушению полового поведения во взрослом возрасте. У человека описаны различия в психике детей, которые растут одни в семье, по сравнению с детьми, у которых есть братья и сестры.
Этап половой самоидентификации начинается после рождения и может растянуться на всю жизнь.
Возможные последствия рассогласования этапов
Хотя понятие «пол» определяется как «совокупность взаимно контрастирующих... признаков», строго говоря, пол не является альтернативным признаком, т. е. далеко не все особи обладают признаками исключительно одного пола.
Каждый из этапов половой дифференцировки не жестко детерминирован предыдущими. Это означает, что любой из этапов может пройти не в соответствии с генетическим. Ошибки дифференцировки приводит к гермафродитизму — сочетанию у одного организма признаков того и другого пола. В зависимости от этапа развития, на котором произошел сбой программы, и степени расстройства, гермафродитизм может быть истинным, ложным или псевдоложным.
Например, возможна ошибка на соматическом этапе. При генотипе ХY из-за отсутствия рецепторов андрогенов в некоторых клетках зародыша и, соответственно, нечувствительности этих участков зародыша к андрогенам рождается ребенок с так называемой тестикулярной феминизацией (testiculum — яичко, семенник), которая называется также синдромом Морриса. Мутация, вызывающая этот синдром, имеет частоту 1:65000, т. е. встречается достаточно часто. Внешне это «высокая, стройная, статная, физически сильная женщина без матки, с малым влагалищем, семенниками, конечно, не менструирующая и не рожающая, но в остальном способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам»4.
У этих генетических мужчин, но соматически — женщин андрогены нормально воздействуют на нервную и мышечную систему, в результате отмечается их исключительная деловитость, физическая и умственная энергия и целый других особенностей мужской психики (см. раздел 8.1.4). По мнению известного медицинского генетика В. П. Эфроимсона, мутантом Морриса была Жанна д’Арк. До сравнительно недавнего прошлого мутантов Морриса было довольно много среди выдающихся спортсменок. С 1966 года все спортсменки проходят специальный контроль на генетическую принадлежность к женскому полу. Для этого берут соскоб со слизистой рта и микроскопически определяют генотипический пол по наличию полового хроматина.
Достаточно распространено нарушение формирования наружных половых органов. В результате они имеют смешанный (диспластический) тип строения5. В таких случаях, если не проводится дополнительное исследование, а пол новорожденного определяется «на глаз», возможно несоответствие биологического пола паспортному, который указывается в свидетельстве о рождении и, как следствие, социальному. Такие люди вынуждены менять пол после полового созревания, когда развиваются вторичные половые признаки.
После смены пола, сопровождающейся, естественно, и болезненным процессом изменения половой самоидентификации, в организме такого человека происходят изменения половой системы. Например6, у новорожденного при рождении пол был неправильно определен как женский. Однако обильное развитие растительности на лице побудило в конечном счете больного в 22 года сменить пол на мужской. В ходе психологической адаптации к новой социальной роли у больного постепенно возрастал уровень тестостерона в крови. Особенно примечательно, что появился суточный максимум секреции, характерный для мужчин. Таким образом, изменение психологической установки вызвало соматические изменения.
Изменение суточной секреции тестостерона после смены пола.
Только психологический фактор обеспечил изменение суточной динамики тестостерона — появление максимума в 18.00
В другом случае больная сменила пол на женский, соответствовавший биологическому. Выйдя замуж, она решила симулировать беременность. В этот период у нее увеличились грудные железы, резко потемнели ареолы сосков, возникали тошнота и головокружения. После мнимых родов, т. е. с момента усыновления ребенка, отмечалась сильная жажда, отсутствие аппетита, напряжение в грудных железах, лихорадка. За три месяца, несмотря на переутомление, вес увеличился на 6 кг. Через полгода указанные изменения претерпели обратное развитие. Пролактин в последние месяцы беременности и после родов не только возрос, но в его секреции появились характерные пики. Таким образом, осознание себя как женщины, причем беременной, вызвало сильнейшие функциональные сдвиги, полностью имитировавшие изменения, происходящие при беременности и кормлении, причем значительно более выраженные, чем имеющие место при нормальной ложной беременности. Таким образом, психологический фактор — имитация беременности — сильнейшим образом изменил физиологическое состояние организма.
Два рассмотренных клинических случая демонстрируют, что пол человека определяется путем тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.
Пол — это признак, длительно формирующийся в процессе индивидуального развития, который у взрослой особи практически не подвержен влияниям внешней среды.
Изменить хирургическим путем строение наружных гениталий — не значит изменить пол.
Итак, формирование пола — это длительный, сложный многофакторный процесс. На формирование мужского либо женского организма с их специфическими особенностями психики и поведения влияют и биологические, и социальные факторы. В ходе формирования пола специализируется центральная нервная система и периферические системы, регулирующие поведение. Таким образом, взрослые мужские и женские организмы обладают целым рядом существенных различий, которые уже нельзя нивелировать.
Фундаментальные различия двух полов
В отличие от мнения феминисток о полной идентичности двух полов, за исключением функции деторождения, биология придерживается мнения, лишенного политкорректности, о существовании фундаментальных различий между мужским и женским полом, которые проявляются не только в функции воспроизводства, но и в приспособительных возможностях организма. Эти отличия генетически детерминированы, и их невозможно нивелировать внешними воздействиями.
Биологическая целесообразность существования двух полов
В предыдущем разделе было показано, что формирование пола — это многостадийный процесс, чреватый ошибками. Зачем эволюция пошла по пути создания такого сложного механизма? Какова биологическая целесообразность существования полового размножения?
Бесполое, вегетативное размножение значительно проще. При нем каждый потомок представляет собой точную копию родительского организма. Например, все растения мяты перечной — растения, которое интенсивно культивируется для нужд пищевой и парфюмерной промышленности, — являются потомками одного-единственного растения, случайно обнаруженного в свое время среди растений дикой мяты. Вегетативное размножение целесообразно, когда условия существования постоянны.
В реальности среда обитания постоянно меняется, поэтому для выживания потомков им необходимы новые свойства, которых не было у родителей. Это достигается в процессе формирования половых клеток (мейоза), в ходе которого происходит комбинация отдельных участков хромосом и создается возможность возникновения организмов с новыми сочетаниями признаков. Такой способ размножения, с развитием из неоплодотворенной яйцеклетки (партеногенез), существует и среди высших позвоночных, например некоторых ящериц. Еще большую изменчивость потомков обеспечивает размножение с участием двух особей. Например, у улиток каждая особь производит и мужские, и женские половые клетки. При встрече они обмениваются половыми продуктами. При половом размножении гермафродитов обеспечивается большое разнообразие потомков, а скорость воспроизводства популяции прямо пропорциональна количеству особей.
Эта пропорциональность отсутствует у подавляющего большинства видов, у которых существует разделение на мужские и женские особи. Скорость размножения зависит только от количества самок. Изменение количества самцов очень незначительно влияет на скорость воспроизводства вида или популяции. Тем не менее самцы составляют примерно половину от общего количества особей. Биологическая целесообразность существования такого количества особей, от наличия которых скорость размножения не зависит, неочевидна.
Можно изъять из популяции 90 процентов или даже больше самцов, и это не скажется на количестве потомков и, следовательно, на темпах воспроизводства популяции. Тем не менее из примерно четырех с половиной тысяч видов млекопитающих только гиены пошли по такому пути. У гиен рождающиеся самцы уничтожаются, в живых оставляют одного, который используется только как донор половых клеток, а вне сезона размножения он ведет жизнь изгоя. У подавляющего большинства видов млекопитающих, а также и других классов позвоночных — птиц, рептилий, амфибий, рыб и круглоротых (миног и миксин) — самцы составляют половину всех особей. Так зачем же нужны мужские особи, если от их количества не зависит скорость воспроизводства вида?
Более того, мужские особи иногда причиняют очевидный вред потомству, например у львов. Сообщество львов называется прайдом. Оно состоит из одного самца, нескольких самок и неполовозрелых потомков.
Льва недаром называют царем зверей. Прежде всего, он спит 16 часов в сутки. На охоту не ходит, самки приносят ему лучшие куски. Более того, он не участвует в территориальных конфликтах, возникающих между самками разных прайдов, в результате которых животные порой гибнут. Весь вклад льва в общественную жизнь ограничивается оплодотворением самок и изгнанием из прайда самцов, достигших половой зрелости. Кроме того, лев, конечно же, прогоняет конкурентов, т. е. молодых львов, не имеющих своего прайда. Когда же он терпит поражение в схватке с соперником, то победитель начинает владение прайдом с убийства всех неполовозрелых детенышей. И, несмотря на такую неприглядную социальную роль самцов, новорожденных самцов не убивают, как это принято у гиен.
Используя принцип Оккама, мы приходим к выводу, что если у подавляющего большинства видов самцы составляют примерно половину особей, то самцы для чего-нибудь нужны.
Два пола различаются затратами энергии на воспроизводство одного потомка. Затраты женской особи на несколько порядков выше, чем затраты мужской особи.
Прежде всего, надо ответить на вопрос — чем отличаются мужские особи от женских? У большинства видов мужские и женские особи различаются по внешнему виду. Эти различия бывают настолько велики, что нередко при открытии неизвестного ранее вида животных мужские и женские особи ошибочно описываются как представители разных видов. Человек не является исключением. Можно предположить, что марсианин, например, скорее всего, посчитает мужчину и женщину за представителей разных видов. Очевидны различия по следующим параметрам: размеры тела, пропорции тела, пигментация, количество мышечной ткани, распределение жировой ткани, распределение волосяного покрова. Различия во внешнем строении позволяют предположить и разные функции двух полов, не ограниченные разными репродуктивными ролями. Даже у тех видов, у которых оплодотворение происходит во внешней среде, всегда можно точно указать, кто из двух самка, а кто — самец. Например, у некоторых рифовых рыб может происходить смена пола. В отсутствие самцов одна из самок становится самцом. Что же дает основание утверждать, что те половые продукты, которые данная особь выбрасывала раньше, были яйцеклетками, а теперь она выбрасывает сперматозоиды?
Два пола различаются затратами энергии на воспроизводство одного потомка. Затраты женской особи на несколько порядков, т. е. в сотни тысяч и миллионы раз выше, чем затраты мужской особи.